Об этом сообщает газета «Коммерсант».
Для производителей золота и удобрений предлагается создание специального налогового режима по аналогии с налогом на дополнительный доход для нефти и газа. В этом случае налогом облагается не объем добытой продукции, а финансовый результат – разница между выручкой от продажи сырья и понесенными расходами, в том числе капитальными.
Эксперты связали инициативу Минфина с идеями Андрея Белоусова об «изъятии сверхдоходов», которые обсуждались в 2018 году.
По данным газеты Минпромторг, Минэкономики, Минэнерго готовят на эту тему отрицательное заключение, суть которых сводится к тому, что рост налогов приведет к сокращению инвестиционных программ добывающих компаний.
Курирующий налоги заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявил «Интерфаксу», что Минфин не готовит никакого законопроекта по поводу повышения налогов, хотя и признал существование «рабочей переписки». В подобных изменениях есть смысл только в том случае, если есть допрасходы, пока их нет, поэтому Минфин ничего не разрабатывает,— уточнил чиновник.
Уровень налогообложения добычи многих твердых полезных ископаемых гораздо ниже нефти, комментирует главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Поэтому намерение Минфина при поиске дополнительных источников доходов бюджета обратить внимание на другие сырьевые отрасли выглядит логичным. Однако, по словам эксперта, следует учитывать, что основной доход в этих отраслях обеспечивает считаное число предприятий за счет уникальной ресурсной базы, а остальные находятся под угрозой банкротства. «Поэтому при обсуждении проектов повышения НДПИ по меньшей мере требуется предварительный анализ, как это повлияет на предприятия отрасли. Но и тут не следует воспроизводить налог на дополнительный доход при добыче углеводородов, который имеет значительные отличия от классического ресурсного рентного налога»,— добавил господин Ежов. По его мнению, необходимо отказаться от минимального налога, дать возможность вычитать все расходы, связанные с добычей, включая затраты на финансирование. В этом случае введение дополнительного налога на добычу твердых полезных ископаемых не приведет к новым банкротствам.